anri1972 (anri1972) wrote,
anri1972

знакомство с грузией (соло вело поход) часть 1.

В данном повествовании изложено мое личное субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.
    Перечитал немало отзывов о пребывании в Грузии и мечтал увидеть все своими глазами. Многие  пишут, что Грузия уже не та, пропадает с годами их гостеприимство, местный  колорит и прочее, поэтому было решено не откладывать в долгий ящик эту поездку. Изучил интернет в поисках инфы, набросал примерный маршрут. Попутчиков не искал. Есть в соло поездках немало плюсов: ни от кого не зависишь, не подстраиваешься, хочешь едешь своим темпом, не хочешь не едешь. Нравится мне, когда поход спланирован не до конца. Сел и поехал, а дальше на месте будет видно.
  Схема пройденного маршрута: желтая линия - передвижение на велосипеде, синяя - ж/д  и маршрутка.

Старт и финиш намечены на Владикавказ. Хотелось проехать по ВГД (Военно Грузинской Дороге). Увидеть Казбек, посмотреть, что собой представляет Гудаури. И бюджет поездки был минимален, поэтому добирался поездом.
   5.09.2017. ДЕНЬ 1.
Владикавказ меня встречает безоблачным небом. С самого утра жара,что для северного белоруса в этом году непривычно и приятно. Собираю вел на перроне, заезжаю в кафе на осетинский пирог,
звонок домой и в путь. Подготовиться к походу особо не получилось, за весь сезон только пару ПВД на 100 и более км, и неделя в мае по Закарпатью. До границы ехалось довольно легко, плавный набор высоты не замечался. Много пил воды и останавливался освежиться в Тереке.
Участок  от границы до Казбеги дался с трудом. Местами спешивался. Взору  открывались все новые горные пейзажи Дарьяльского ущелья с бурлящими потоками Терека.

От мыслей, что это только начало, что горы меня будут сопровождать ближайший месяц, немного сносило крышу. В общем к вечеру я добрался до Казбеги ( Степанцминды),

приобрел первые лари, и остался ночевать в парке при дороге. Палатку ставил уже в сумерках, темнеет довольно рано. Первые 50 км позади.  Дались  они довольно сложно. Жара. Акклиматизация.
   6.09.ДЕНЬ 2.
Спал как всегда тревожно. С утра еду к Гергетской церкви. Подъем почти пешком.

Хорошо, что додумался рюкзак с вещами оставить внизу в кафе. Вообще следующий раз пошел бы туда пешком. Погода снова отличная, изредка проплывают облака по голубому небу. Забегая вперед, скажу, что весь месяц моего путешествия был сухим и жарким, не считая небольшого дождя на крестовом перевале. Периодически  даже хотелось какого-нибудь разнообразия от небесной концелярии. Всевышний  позволил мне любоваться великим Казбеком два дня.
Иногда  от увиденной красоты и от осознания того, что ты здесь и своими глазами видишь эти творения природы и человека, накатывались слезы. (наверное слезы счастья).
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!
Эти строки посвящены легендарной Гергетской церкви, величественно стоящей у горы Казбек и написаны  А.С.Пушкиным в 1829 году (Стихотворение «Монастырь на Казбеке».
Уезжать отсюда не хотелось, но впереди еще ждало столько всего красивого и неизведанного. Спускался очень медленно на тормозах. В конце спуска, уже внизу села  Гергети отвлекся на доли секунды и…. болезненное падение на строящейся бетонной дороге. Поднялся сам, вроде живой. В шоковом состоянии доехал до госпиталя, где связался со страховой компанией и получил необходимую помощь. В итоге сильный ушиб плеча, разбитый палец на ноге и порванная майка. Голова осталась цела благодаря шлему. Было не понятно, смогу ли я дальше продолжить путь. Вторую половину дня провел в кафе: пообедал, немного отошел от случившегося, проверил велосипед (заменил погнутый петух). На ночевку стал  на том же месте в парке. Состояние было подавленное. С одной стороны грусть от произошедшего, с другой – радость, что бог сберег меня, что я еще легко отделался.
Итог дня: 11,7км за 1ч40мин (средняя 7км/ч). Данные немного не точны, так как при медленной ходьбе в гору комп. не  считает.
7.09  ДЕНЬ 3.
С утра обычные процедуры – туалет, завтрак, сборы. Обычно не спеша это занимает у меня  около двух часов. В Грузии я выезжал в районе 9 часов. Далее заехал в госпиталь на перевязки и покатил вперед. Плечо болело, но в движении сильно не беспокоило. Раны рекомендовали не мочить и перевязывать в стационарах.  Решил ехать, как будет получаться, а дальше будет видно.  Вот и туристическое место - «ржавая гора».

Скоро первый перевал (Крестовый).  Погода стала портиться. Усилился ветер и дул как всегда не в том направлении, пошел дождь, температура стремилась к нулю.  Пока утеплялся, промок и замерз. На перевале никаких излишеств, только  небольшой знак, говорящий, что дальше педали можно не крутить, только жми на тормоза и смотри в оба.
Хотя большая часть последующих перевалов вообще никак не обозначена.  Далее  был головокружительный спуск,  руки во флисовых перчатках замерзали и немели, часто останавливался, чтоб согреться, отдохнуть  и полюбоваться окружающими пейзажами.
Стоя на одной из смотровых площадок и глядя вниз, я думал, что в обратном направлении этот перевал на велосипеде взять нереально.
Внизу остановился в придорожном кафе на обед. Дождь закончился и потеплело. Жизнь налаживается.  Мой первый хачапури (имеретинский).
Доел я его только завтра на ужин. По моему мнению, это один из минусов походов соло.
С новыми силами  к вечеру доехал до Ананури и стал на ночь на берегу Жинвальского водохранилища с видом на крепость.

Проехал за день приблизительно 90 км. На перевале компьютер намок, запотел и перестал работать.
    8.09. ДЕНЬ 4.
Немного о грузинских собаках.
На ночь я старался останавливаться рядом с населенными пунктами. И сразу ко мне прибегали собаки. Одни тихо ложились рядом и наблюдали, другие подходили поближе и жалобными глазами выпрашивали чего-нибудь съедобного,
пытались охранять, были и наглые, готовые чуть ли не в палатку залесть. Среди ночи они начинали лаять.  Приходилось вылазить из палатки и отгонять их или успокаивать. В  общем спать они часто не давали.
Сегодня я продолжил спускаться вниз. Не так быстро, как вчера, но все же это радовало. Сначала осмотрел довольно хорошо сохранившуюся крепость,
далее дорога идет вдоль очень живописного водохранилища.

И на этом ВГД, как одна из основных грузинских достопримечательностей, заканчивается. Хоть я и не любитель езды по трассам из-за  постоянного напряжения от трафика, но в целом, проехав ее, я получил огромное количество положительных эмоций. Чем ближе я подъезжал к Мцхете, тем шире становилась дорога и количество машин увеличивалось.
К Джвари поехал по автодороге. Подъем дался довольно тяжело. Место  раскрученное и туристическое. Виды на Мцхету, слияние двух рек и сам храм заслуживают внимания и впечатляют.

Не зря же почти 2 века назад здесь любил прогуливаться Лермонтов. Первые строки «Мцыри» не дадут соврать.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Отдохнув и подкрепившись духовной пищей, спустился вниз в Мцхету, освежился немного в  реке Мтквари (Кура) и поехал на ж/д вокзал. В первоначальных планах было доброситься до Боржоми, а там своим ходом через Сванетию к морю. Так как купаться (мочить раны) было не желательно и отставание из-за лишнего дня в Казбеги, решил Боржоми оставить на финиш, а доброситься до Зестафони. Оказалось, что билет на ночной поезд купить в Мцхете на вокзале нельзя. Вообще вокзала, в моем понимании этого слова, нет. Осталось заброшенное здание, в котором с трудом удалось найти хоть какого дежурного. Весь вечер изучал Мцхету. Очень понравился храм Светицховели
и прилегающий к нему район.
Там же встретил первых велотуристов (группу из Москвы и Питера).  Вечером узнал, что местное время в Грузии отличается от нашего ( 3 дня жил в своем времени). Темнеет там и так рано, а с учетом разницы оказалось еще раньше.
Уже в сумерках вернулся на вокзал, поужинал, упаковал вел. Хотел попытаться сесть в поезд без билета (была информация, что раньше проводники брали). В итоге спал на лавке на перроне,
а в 7 утра уехал до Хашури на пригородном.
Примерный пробег за день 70 км.
                9.09 ДЕНЬ 5.
В 13-00 прибыл в Зестафони с пересадкой в Хашури. В Хашури, пока ждал поезд, познакомился с работником ж/д, он подсказал, как дешевле добраться до Зестафони и зарядил мои гаджеты. Билет без места 1 лари + 5 лари за велосипед на месте проводнику. Проводник показал, где поставить багаж и взял к себе в купе. Поговорили с ним о жизни. Курил он прямо на месте. На вокзале в Зестафони я впервые ощутил повышенное внимание к себе. Пока крутил педали по ВГД мне почти не сигналили, не кричали, не останавливались с предложением какой-либо помощи, и ни чем не угощали ( как читал во многих отчетах). Я уж подумал, что или со мной что-то не так, или пропадает грузинский колорит. Пока собирал велосипед, вокруг меня собралось несколько человек, проявляющих интерес. Пообщались немного на различные темы и покатил на Тержола-Ткибули. Далее на протяжении всего путешествия меня часто приветствовали, останавливались с предложением какой-либо помощи (было очень приятно). Жара продолжалась. Дорога постепенно уходила вверх, но спешивался сегодня я редко. Пейзажи изменились,
появились равнины, поля, горы ушли вдаль. В эту даль я и держал свой путь. К вечеру я добрался до единственной на сегодня достопримечательности – городу Ткибули.
В этом на вид немалом шахтерском городе-призраке (такое впечатление он у меня оставил), казалось, жизнь остановилась лет 50 назад.
Уже темнело, серпантин на очередной перевал начался еще в черте города. Это  был один из немногих вечеров, когда место для стоянки я нашел с небольшим трудом. Поставил палатку в кустах рядом с дорогой  на самой окраине Ткибули.
Проехал примерно 50 км.
10.09.  ДЕНЬ 6.
Этой ночью я, как никогда, быстро отключился. Ни река, ни собаки не мешали спать. Проснулся только посреди ночи. Далее, как всегда ворочался - больное плечо каждую ночь напоминало о себе.
С утра со свежими силами подъем на перевал показался несложным. Тимур – хозяин шашлычной у родника - приказал остановиться и отдохнуть. Хоть я только недавно выехал, пришлось повиноваться. Попробовал чачу, не впечатлила. С этим напитком в Грузии я так и не нашел общего языка (может это и к лучшему). С перевала спуск к Шаорскому водохранилищу. К местным  пейзажам уже стал привыкать. Каждый день горы, горы, реки.  Думал,  что удивить меня уже нечем. Я ошибался. Когда я подъехал к берегу, я долго не мог закрыть рот.

Мои фотографии не могут передать этой красоты. Отличные места для отдыха с палаткой. Решил провести здесь пару часов. Помылся, насколько это было возможно, постирался, пообедал. Почувствовал себя другим человеком. Жизнь налаживается. Получив заряд свежести и бодрости, двинулся в путь. Сначала дорога идет вдоль вдхр. – релакс продолжается, затем поднимается в поселок Никорцминда. Двухэтажное  здание в центре напомнило о городе Ткибули,
а храм, случайно замеченный в стороне, очень понравился. Пожалел, что не зашел внутрь.
Еще вчера в поезде обнаружил, что велокомпьютер вернулся к жизни, но все обнулилось. Спустившись в Амбролаури,
нашел интернет в здании аэропорта,  отдохнул в прохладном помещении, пообщался с родней, настроил комп.  Картинка немного изменилась. Дорога все время соседствует с рекой Риони в широком ущелье,
а в долинах по обе стороны разбросаны поселения. Здесь выращивают виноград для производства любимого вина Сталина – Хванчкара. Вскоре за селом с одноименным названием асфальт заканчивается, ущелье сужается, только река и дорога.
От проезжающих машин и мотоциклов поднимается пыль, благо их не так много. Пора бы уже и о ночлеге подумать.  Доезжаю до развилки – налево полузаброшенное село Альпана и далее на Кутаиси. Мне  направо на Цагери, Лентехи. Там очень узкое ущелье и палатку ставить негде. Заезжаю в Альпана, ищу магазин, присматриваюсь к заброшенным домам. Знакомлюсь с Борисом.  В поисках вина на ужин он приводит меня в старый сельский клуб, где собирается мужская половина местного населения для решения важных политических и экономических вопросов. Здесь я столкнулся вплотную со знаменитым грузинским гостеприимством. После нескольких стаканов вина меня определяют на ночь к Борису.
Пробег около 67 км.
11.09   ДЕНЬ 7.
Ночевал на открытой веранде. Под утро было прохладно. Первые километры по очень узкому ущелью
с нависающими скалами,
отличной пустой дорогой. Очень много растет инжира.
Фотоаппарат очень мешает движению, хочется все снимать.
Далее случился первый прокол. Ехалось сегодня как-то тяжело,
в перевал много спешивался, может коленки стали трястись по мере приближения к Сванетии. Многие грузины при общении, когда узнавали, куда я еду, пугали очень плохой дорогой и тяжелым перевалом  Загар. После стремительного спуска в Цагери
свернул на Лентехи,

где остановился на обед. Когда принесли кубдари, то понял, что без вина все это сложно съесть.
Вскоре закончился асфальт.
В одном из селений купил сыра.  На ночь остановился  за селом Леушери. Ужин провалился, как в бездну, пришел неслабый аппетит.
Итого  61.1 км за 5ч.16мин.  Средняя скорость 11,6 км/ч, макс. 39,9.
12.09   ДЕНЬ 8.
Ночью немного замерз. Было очень влажно, много конденсата на палатке. Шум от реки и плечо мешают нормально выспаться. Начались безлюдные места, изредка встречались туристы, в большей части иностранцы. Дорога очень понравилась, за Меле вдоль реки пустая узкая грунтовка в тени орешника и прочих деревьев,
все как дома, не хватает только  борщевика, но далее и он стал встречаться ( или что-то очень на него похожее).
За мостом через реку Корулдаши начинается подъем, но  почти все время кручу педали.
Ехал с открытым ртом, фотик можно не прятать, впереди все ближе и ближе маячат заснеженные вершины. В Тсане повстречался с Томасом из Берлина,
пообщались, вместе пообедали. Ему вниз, мне вверх. Пожелали друг другу гутенрайзен и в путь. Лагерь разбил возле источника мин. воды  у остатков Корулдаши.
Решил не лезть сегодня сильно высоко, побоялся, что дальше не найду место под палатку.  Стал довольно рано, в 17-30, сделал перевязку, плотно поужинал.
Из заметок за сегодняшний день: « вид на  Главный Кавказский Хребет – это как заставка на огромном мониторе. Чувства и эмоции переполняют, прут. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ».
Итого 38 км. за 4ч.14мин. средняя 9 км/ч, макс.34,6.
13.09   ДЕНЬ 9.
С вечера выпил таблеток плюс свежий (прохладный) горный воздух -  выспался как никогда. Всю вентиляцию в палатке сегодня закрывал, спалось комфортно, с утра юбка палатки была покрыта льдом. Выехал в 10-00,
в 12-40 был на перевале Загар - самом высоком в этом путешествии и моей жизни.
Сложным он мне не показался. Не так страшен черт, как его малюют. Я ожидал чего-то большего. Наверное еще большую роль сыграла жаркая сухая погода, дорога была пригодна для нормального пихания велосипеда в гору. На перевале нет никаких знаков или отметок.  Далее длинный спуск, Ушгули, сванские башни,
Безенгийская стена, все как в сказке.
А я думал, что лучший день был вчера. Сегодня много встречал велотуристов из Германии, Голландии, Чехии, Польши. В Богреши меня ждал приятный сюрприз – далее шла новая бетонная дорога. Из минусов на сегодня – очень пыльная дорога и перевал перед Местией. Я предполагал, что он будет полегче.  С трудом добрался до Местии и разбил палатку на территории Манонис Хаус. (5 лари за ночь).
УРА, завтра дневка. Помылся и пошел ужинать в кафе.
Итого  56.5 км за 5ч 23мин. скорость 10,5 и 36,7км/ч соответственно.
14.09  ДЕНЬ 10.
Накатал 6км. До обеда обслуживал железного коня, стирался. Затем заехал в больницу, погулял по центру, посетил музей Сванетии.
Довольно милая, уютная деревня в альпийском стиле.
Кстати музей не впечатлил, не рекомендую.
Ужинал дома
с видами на сванские пейзажи.